Расчет стажа государственной гражданской службы

Оглавление статьи

Требования к стажу

В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):

  • замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
  • несение воинской службы по контракту;
  • работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
  • непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
  • замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).

Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.

В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.

В частности, в их числе, помимо перечисленных:

  • периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
  • военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
  • работа в таможне, налоговой полиции;
  • служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
  • профсоюзная работа и др.

Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.

Важно! В указанном случае ГС может обратиться с заявлением к своему руководителю или в специальную комиссию по стажу, созданной при соответствующем органе, для зачета в период ГГС работы на иных должностях. В том случае, если качества, которые были приобретены по этому месту работы, потребовались ГС на службе, с точки зрения комиссии или работодателя, то она будет учтена.. Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете

Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.

Расчет государственной пенсии федеральных служащих

Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:

где:

  • П — размер пенсии за выслугу лет;
  • СЗ — средняя заработная плата;
  • СП — сумма пенсии по старости (инвалидности);
  • Ст — стаж свыше 15 лет.

При расчете не учитываются суммы повышений фиксированных выплат к страховой пенсии и размер доли страховой пенсии.

Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.

Заработок, из которого исчисляется пенсия

Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:

  1. должностной месячный оклад;
  2. месячный оклад, который присвоен работнику согласно классному чину;
  3. надбавка за выслугу лет;
  4. надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы, начисляемая к должностному окладу;
  5. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячная премия;
  7. премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. разовая выплата при ежегодном оплачиваемом отпуске и материальная помощь.

При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):

  1. отпуск работника без сохранения денежного содержания;
  2. отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста, установленного по закону;
  3. период временной нетрудоспособности.

Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).

Размер среднего заработка не может превышать 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения, установленного служащему в расчетном периоде.

Индексация пенсионного обеспечения госслужащих

Ежегодно пенсия за выслугу лет может увеличиваться путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346, она проводится:

  • при повышении должностных окладов федеральных госслужащих — на индекс повышения таких должностных окладов;
  • при увеличении иных денежных выплат, входящих в состав содержания федеральных госслужащих, — на индекс повышения таких выплат (средневзвешенный).

Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:

  • при изменении размера пенсии по старости;
  • при увеличении стажа государственной службы.

Индексация страховой пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако в период 2019-2024 гг. индексация будет проводиться 1 января и с более ускоренными темпами. К примеру, индексация с 1 января 2021 года составила 6,3%.

Повышение размера выплат

Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:

  • За каждый полный год стажа свыше 15 лет на 3% от среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии и фиксированной выплаты не должна превышать 75% среднемесячного заработка.
  • Жителям районов Крайнего Севера, местности приравненной к ней, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, устанавливается коэффициент на весь промежуток времени нахождения там, согласно постановлению Правительства РФ. При выезде гражданина из этой местности для постоянного проживания, размер пенсионного пособия будет рассчитываться без учета этого коэффициента.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.

Закон о пенсии госслужащих

В ГД в 2017 году был внесен проект закона о повышении срока работы госслужащих с 55/60 до 63/65 лет. Данные поправки были приняты и внесены в закон, которые поступательно увеличили возраст госслужащих.

Он будет постепенно (каждый год прибавка 6 мес.)увеличивать возраст выходящих на пенсию госслужащих, а также минимальный стаж, который госслужащие должны заработать на своей должности.

Мнение эксперта
Гусев Игорь Юрьевич
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в разработке юридической документации.

Минимальный стаж, который необходимо иметь на государственной службе, в 2020 году составит 17 лет. Отражают срок увеличения стажа следующие показатели:

  • 15 лет и 6 мес. в 2017 г;
  • 16 лет в 2018 г.;
  • 16 лет и 6 мес. в 2019 г.;
  • 17 лет в 2020 г.;
  • 17 лет и 6 мес. в 2021г.;
  • 18 лет в 2022 г.;
  • 18 лет и 6 мес. в 2023 г.;
  • 19 лет в 2024 г.;
  • 19 лет и 6 мес. в 2025 г.;
  • 20 лет в 2026 г.

Из перечня видно, как поступательно меняется минимальный размер стажа выхода на пенсию госслужащих с пятнадцати до двадцати лет. В 2020 году минимальный срок выхода на пенсию будет 17 лет.

Госслужащие – женщины (выход на пенсию) – 57 лет; госслужащие -мужчины – 62 года. К 2026 году планируется довести стаж госслужбы (минимальный) до 20 лет, как и предусмотрено законом.

Когда госслужащим положена пенсия по выслуге лет

Обращаем внимание на важное обстоятельство. Указанный закон 166-ФЗ распространяется только на федеральных государственных гражданских служащих, то есть на лиц, которые определенное время, находясь на госслужбе, работали на должностях федеральных государственных органов либо на лиц, замещавших государственные должности РФ. Таким образом, пенсии федеральным государственным служащим назначаются в соответствии с законом 166-ФЗ

Таким образом, пенсии федеральным государственным служащим назначаются в соответствии с законом 166-ФЗ.

На госслужащих, которые находились на государственной службе в региональных или муниципальных органах власти и при этом не работали в федеральных органах власти, действие закона 166-ФЗ не распространяется. Пенсия по выслуге лет этим госслужащим назначается и выплачивается в соответствии с региональными законодательными актами.

Важно иметь в виду следующее обстоятельство. Пенсия за выслугу лет назначается в дополнение к страховой пенсии по старости при выполнении необходимых условий, о которых мы расскажем ниже

Пенсия по выслуге государственным служащим назначается при наличии необходимого стажа на соответствующей службе. Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2021 году составляет 17,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 году стажа 20 лет.

Таким образом, для оформления в 2021 году пенсии по выслуге государственному гражданскому служащему должны быть выполнены следующие условия:

  • наличие оснований для назначения госслужащему страховой пенсии по старости (инвалидности), поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к указанной пенсии. Такими основаниями являются наличие страхового стажа не менее 12 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21;
  • достижение госслужащим возраста, при котором ему может быть назначена страховая пенсия по старости. С учетом поэтапного повышения пенсионного возраста страховую пенсию по старости могут получить в I полугодии 2021 года мужчины в возрасте 61,5 лет, родившиеся во II полугодии 1959 года, и женщины в возрасте 56,5 лет, родившиеся во II полугодии 1964 года;
  • наличие стажа государственной службы не менее 17,5 лет;
  •  нахождение на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд увольнением;
  •  увольнение не по вине самого госслужащего.

Вместе с тем федеральные госслужащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении со службы в связи с расторжением служебного контракта по собственной инициативе имеют право на пенсию за выслугу лет до назначения страховой пенсии по старости (инвалидности), если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Есть еще одно условие, которое появляется после назначения пенсии по выслуге лет: гражданин не может работать на государственной должности после того, как ему назначена такая пенсия.

Более подробную информацию об условиях назначения пенсии за выслугу лет и о стаже государственной службы можно найти в наших статьях:

На что он влияет?

Должности

Указом Президента утвержден список требований для государственных должностей. К ним относится стаж госслужбы и опыт работы по соответствующей специальности.

Существует несколько групп должностей, каждая из которых имеет свои требования к стажу госслужащего.

Группа должностей Стаж на госслужбе (лет) Стаж по специальности (лет)
ВЫСШИЕ 6 7
ГЛАВНЫЕ 4 5
ВЕДУЩИЕ 2 4
СТАРШИЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ
МЛАДШИЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Дополнительные выплаты к основному окладу

На основании суммарной продолжительности трудовой деятельности в государственной сфере служащему начисляется доплата к основному окладу.

Доплата (%) Стаж (лет)
10 1-5
15 5-10
20 10-15
30 Более 15

Добавочный финансируемый отпуск

Каждый гражданский госслужащий имеет право на дополнительное количество отпускных дней, которое высчитывается пропорционально сроку службы: 1 отпускной день равен 1-му служебному дню.

Суммарная длительность отпуска для специалистов высших и главных должностей должна быть не больше 45 суток, для ведущих, старших и младших должностей – 40 суток.

Дополнительная пенсия

Для утверждения дополнительной пенсии госслужащим федерального значения необходимо одновременное выполнение 3-х условий:

  1. Выслуга 15 лет и более.
  2. Период работы на последней занимаемой должности – минимум год. Исключением могут стать увольнения, вызванные прекращением работы учреждения или сокращение персонала.
  3. Законное увольнение с госслужбы.

Размер дополнительного пенсионного обеспечения госслужащим субъектов РФ устанавливается региональным законодательством.

Какие периоды работы госслужащего учитываются?

Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:

  • Федеральные;
  • Муниципальные;
  • Региональные;
  • Военные;
  • Правоохранительные;
  • Иные.

По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.

В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:

  • в роли персонала, занимающегося техобеспечением госучреждений;
  • в организационном отделе стройотряда;
  • в качестве сотрудника парткома на предприятиях;
  • на должности председателя колхоза;
  • в кооперативах;
  • частным предпринимателем;
  • в роли подрядчика;
  • в качестве наемного сотрудника у частных лиц;
  • в коммерческих организациях.

В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:

  • в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
  • в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
  • в системе управления СССР;
  • в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.

Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.

Условия назначения пенсионного обеспечения

Вне зависимости от того, какую именно вы занимаете должность или же выполняете работу, если она имеет отношение к государственному ведомству, то вам в любом случае положены определенного вида льготы.

Однако существуют определенные профессии, которым положены немного другие льготы в силу того, что род их деятельности связан с тяжелой работой не только в физическом смысле, но и также психологическом. Стоит также отметить, что имеются определенные сферы деятельности, для которых льготы назначаются в индивидуальном порядке и имеют виды пособий.

А данные пособия существуют двух видов, а именно:

  1. Назначение пенсионных выплат при наличии определенного размера выслуги лет.
  2. Назначение пенсионных выплат при достижении установленного пенсионного возраста.

Что же касается остальных видов госслужащих, которых нельзя отнести к вышеуказанной категории лиц, пенсионные выплаты им назначаются в следующем порядке:

Наличие трудового профессионального стажа, который равен как минимум 20 годам службы в государственных структурах.
Наличие общего рабочего стажа, размер которого составляет от 20 до 25 лет

При этом не важно, где именно вы вели свою трудовую деятельность и в каких структурах, в любом случае он будет засчитываться.
Уход с рабочего места по причине достижения пенсионного возраста или же собственного желания.

Что включается в учете среднемесячного заработка

Рассчитывается размер пенсии госслужащих на основании поступивших в Пенсфонд данных за их последний год работы на государственной службе. На основании данных по его окладу и отчислениям, которые работодатель производил в Пенсфонд. Расчет производится путем деления всего полученного за год дохода на 12.

Среднемесячный заработок складывается из различных выплат, которые работодатель делал соответствующему работнику. Перечень выплат, которые включаются в среднемесячный заработок служащего следующий:

  • месячный оклад госслужащего (МО) ;
  • МО в соответствии с классным чином;
  • ежемесячная набавка к МО за выслугу лет;
  • ежемесячная надбавка к МО за особые условия труда;
  • ежемесячная надбавка к МО за работу с данными, имеющими гриф секретности;
  • ежемесячная премия к МО;
  • премии за работу с особо сложными заданиями;
  • единоразовая выплата при выходе в ежегодный отпуск.

Виды назначаемого пенсионного обеспечения

Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет, так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.

  • Пенсионные начисления по выслуге лет предусмотрены федеральным госслужащим (к ним так же относятся и муниципальные служащие), достигнувшим пенсионного возраста и определенного стажа работы на государственных должностях. Выплата по выслуге производится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
  • Если гражданин работал и в негосударственных структурах и за него происходило отчисление страховых взносов, то он имеет право получать и пенсию по старости (инвалидности) от Пенсионного Фонда РФ.

Пенсия за выслугу лет назначается только одновременно со страховой пенсии по возрасту (или в связи с инвалидностью).

Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим

Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:

  • достижение пенсионного возраста (на 2021 г. женщинам — 58 лет, мужчинам — 63);
  • срок выслуги на государственной должности должен быть не менее 17,5 лет;
  • непрерывный стаж государственной службы — не менее 12 месяцев перед увольнением (только федеральным госслужащим);
  • увольнение работника произошло по согласованию сторон, в связи с изменениями условий контракта, сокращению или ликвидации госоргана или достижению максимального возраста государственной службы.

Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет. Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.

При наличии трудового стажа на государственной службе не менее 15 лет работник может рассчитывать на пенсионную выплату в размере 45% от среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии.

За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.

Право на страховую (трудовую) пенсию

Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста.

В страховой стаж включаются следующие периоды:

  • периоды деятельности, за которые уплачивались взносы по ОПС;
  • срок государственной службы;
  • иные периоды, указанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях».

Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 01.01.2021 года 98,86 руб.). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты.

Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию, за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР, то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету. Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.

Как учитывать стаж работникам, проходившим военную службу до 1 марта 1993 года?

Продолжительность действительной военной службы до 01.03.1993 включается в общую продолжительность военной службы <22>.

<22> Статья 61 Закона N 53-ФЗ.

Понятия «военная служба по контракту» и «военная служба по призыву» введены Законом РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу с 01.03.1993. Ранее применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава — «действительная военная служба» <23>. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных Законом СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», считались состоящими на действительной срочной военной службе, а проходившие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе <24>.

<23> Закон СССР N 1950-VII.<24> Часть 3 ст. 8 Закона СССР N 1950-VII.

Законом N 76-ФЗ установлены социальные гарантии и компенсации для граждан, уволенных с военной службы:

  • в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, а также
  • в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР <25>.

<25> Пункт 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Указания Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У <26> военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

<26> Указание Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (далее — Указание Минсоцзащиты России N 1-4-У).

С учетом положений Закона N 76-ФЗ и Указания Минсоцзащиты России N 1-4-У Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет, что действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т.е. из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы <27>.

<27> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

       Прохождение военной службы       
  Стаж военной       службы     
      Стаж     государственной     службы    
действительная срочная военная служба   
     1 день     
     2 дня     
военная служба по призыву               
     1 день     
     2 дня     
действительная сверхсрочная военная     служба                                  
     1 день     
     1 день    
военная служба по контракту             
     1 день     
     1 день    
участие в боевых действиях              
     1 день     
     2 дня     

Пример 3. Иванов П.С. с 04.07.1983 по 31.01.2007 проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Этот период составляет 23 года 6 месяцев 28 дней и засчитывается в стаж государственной гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы в соответствии с п. 9 Перечня и ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ.