Три меча: тройное значение элемента скульптуры «Родина-мать зовет!»

В мае в Волгограде многолюдно. Город боевой славы, важнейшей в истории Великой Отечественной войны битвы, оживает, и заставляет горожан и приезжих склонять голову в память о тысячах погибших солдатах, офицерах, мирных жителей, отдавших жизни за Сталинград. В мае людской поток стремиться к главному памятнику города, являющемуся достопримечательностью России -Мамаеву кургану.

Величие и мощь монумента «Родина-мать зовет!» никогда никого не оставит равнодушным. Но далеко не всем известно, что скульптура женщины с мечом является лишь вторым элементом в знаменитом триптихе, объединившим три памятника в Магнитогорске, Берлине и Волгограде. Корреспондент информационно-правового портала «Человек Закон Волгоград» выяснял секреты создания триптиха.

Меч. Его предназначение — дать отпор врагу. На Урале он был выкован, в Волгограде — занесен над врагом, а в Берлине — победно опущен. Вот значение триптиха, которое вложили в создание монументальных композиций скульпторы и художники, запечатлевшие отвагу и героизм победителей. Первый памятник «Тыл- - фронту», созданный для скульптурной трилогии, находится в Магнитогорске. Он представляет собой фигуры рабочего и солдата. Рабочий стоит лицом на восток, - он передает выкованный меч солдату, смотрящему на запад. Город, в котором установлена скульптурная композиция, выбран неслучайно — Магнитогорский металлургический комбинат в годы Великой Отечественной войны давал стране сталь, из которой был изготовлен каждый третий снаряд и каждый второй танк.

Второй памятник триптиха — скульптура «Родина-мать зовет!», она установлена в Волгограде и символизирует призыв к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Тяжелейшая в истории Великой Отечественной войны Сталинградская битва стала переломной. Из несломленного Сталинграда советские войска двинулись на Берлин, и вскоре одержали победу.

Третий и последний памятник, завершающий трилогию - «Воин-освободитель». Монумент установлен в Берлине, на территории Трептов-парка. Скульпторы запечатлели советского солдата, который стоит на обломках свастики. На руках он держит маленькую немецкую девочку — он спас ее. Опущенный в земле меч в руке советского солдата свидетельствует о победном завершении войны и разгроме фашисткой Германии.

Создавались памятники непоследовательно. К примеру, в Магнитогорске композиция «Тыл-фронту» была открыта в 1979 году. Возводить «Родину-мать» завершили в 1967 году, а «Воин-освободитель» появился в 1949 году. Но разница в «рождении» не помешала объединить все три памятника в единую сюжетную линию, символизирующую мир на земле. Над двумя памятниками - «Родина-мать зовет!» и «Воин-освободитель», работал один скульптор-Евгений Викторович Вучетич. К слову, им же была выполнена еще одна работа, которая к триптиху отношения не имеет, но тоже содержит в композиционном плане меч. Это скульптура «Перекуем мечи на орала», она установлена в Нью-Йорке, недалеко от штаб-квартиры ООН. Ее смысловое содержание понятно даже ребенку — рабочий перековывает меч в инструмент, с помощью которого он будет мирно возделывать землю.

Волгоградские журналисты не единожды поднимали тему о том, кто позировал скульптору, когда создавался монумент на Мамаевом кургане. Одна версия сменяла другую, и каждая находила свои подтверждения. Что же касается истории создания памятника «Воину-освободителю», историки считают, что она основана на реальных событиях, а ее протопит поевал на сталинградской земле. Евгений Вучетич взял за основу подвиг солдата. Знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николая Масалов участвовал в разработке спецоперации по взятию аэродрома Темпельхоф. Добраться до летной площадки было сложно — мешали мосты, каналы и огонь вражеских снарядов. В прибрежной зоне одного из каналов слышался детский плач. Масалов получил разрешение от командования спасти ребенка, это была девочка, которую сержант передал санитарам, а затем отправился в госпиталь из-за полученного ранения в ногу. Известно, что Николай Масалов был призван на военную службу из Кемеровской области. В 17 лет он получил специальность минометчика, а первый бой для него прошел на Брянщине. Из всей роты, где он служил, в живых остались только пятеро. Масалова перевели служить под командование генерала Василия Ивановича Чуйкова, известно, что он воевал в Сталинграде и защищал Мамаев курган. После войны Николай вернулся в родное село, где до пенсии работал в детском саду завхозом. Не любил вспоминать о войне, и часто говорил, что никто на фронте подвигов не совершал — каждый солдат и офицер считал своим долгом отдать жизнь ради победы. А вот прообразом девочки, которую «Воин-освободитель» держит на руках, могла стать дочка генерала А. Котикова. Исторические документы свидетельствуют, что трехлетняя Света Котикова охотно позировала Евгению Вучетичу, работавшему над созданием скульптуры в Берлине.

Но есть и другая версия. Прообразом «Воина-освободителя» мог стать Иван Одарченко. Он был красноармейцем, которого Евгений Вучетич попросил позировать для скульптуры. Молодого парня скульптор заметил на спортивных состязаниях в августе 1947 года, они проходили в Берлине. По некоторым данным Евгений Викторович лично обратился к Ивану с просьбой помочь ему в работе, и Одарченко согласился.

«Воин-освободитель» с годами обрел множество уменьшенных копий. Они установлены в Калининградской области, в Твери, в Москве. К слову, по сей день на хранении находится и макет скульптурной композиции. Когда-то он хранился в Берлине, затем макет высотой 2,5 метра перевезли в Серпухов, а оттуда — на территорию мемориального комплекса «Соборная гора».

У подножия «Воина-Освободителя», как и других памятников, имеющих отношение в военному прошлому нашей страны в эти дни нескончаемым потоком идут люди. Они несут цветы, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни ради Победы.