Секреты волгоградского метро

Волгоградцы считают, что метротрам — это самый удобный вид общественного транспорта. Он связывает несколько районов города — Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский. Под землей у волгоградского трамвая шесть станций, а остальные расположены на поверхности. Ежегодно метротрам перевозит до четырех миллионов пассажиров.

У волгоградского метро много тайн. Говорят, что в подземных бункерах расположены бомбоубежища и склады с продовольствием, а в годы Великой Отечественной войны именно на месте расположения веток метротрама построен бункер, который мог бы служить главнокомандующему. «Человек Закон Волгоград» решил выяснить, так ли это на самом деле.

Михаил Зозуля руководил волгоградским трамвайно-троллейбусным управлением с 1967 по 2002 год, и ему ли не знать о тех тайнах, которые скрывает этот вид общественного транспорта. Почетный гражданин Волгограда, Михаил Федорович и сам празднует день рождения — 6 ноября ему исполнилось 83 года, но он по-прежнему полон сил, и каждый день приходит в МУП «Метроэлетротранс», занимаясь общественной работой.

- В 60-х годах прошлого столетия в Советском Союзе наблюдался некий строительный бум — каждый город желал построить у себя метро, рассказывает Михаил Зозуля корреспонденту портала. - Конечно, Волгоград тоже пожелал принять участие в этой программе. Но правительством страны было дано распоряжение — метро должно появиться только в городах мииллионниках. В Волгограде в ту пору жили порядка 830 тысячи человек, естественно, метро нам строить не разрешили. Но в Госплане СССР нам посоветовали обратить внимание на опыт европейских стран. К примеру, в Скандинавских странах популярным был такой вид транспорта, как скоростной трамвай. Особенность заключалась в обособленном расположении транспортного полотна. Трамвайные пути не мешали автомобильному движения. Наземные станции сменялись подземными — в центре города трамвай «нырял» в подземный туннель.

Михаил Федерович говорит, что лично покатался на таком заграничном трамвае, а после этого в Волгограде приняли решение реализовать подобный проект. Только местные проектировщики и строители превзошли своих иностранных коллег.

- Такой протяженности пути скоростного трамвая, как в Волгограде, нигде в мире больше нет, - говорит Михаил Зозуля. - Уникальность города заключается в том, что он тянется вдоль Волги почти на 80 километров, и это позволяет расположить путь скоростного трамвая, учитывая городскую особенность. Метротрам строился по всем нормам метро, и такое сооружение на территории СССР возводилось впервые. Наземную часть проектировала волгоградская проектная организация «Гражданпроект», а подземную — украинские коллеги из «Харьковметростроя».

Многие волгоградцы задаются вопросом — почему метротрам строили так долго? В середине 90-х почти целый год велись пуско-наладочные работы. Михаил Зозуля приоткрыл завесу тайны. Оказывается, проектировщики настолько увлеклись, что не учли одну особенность скоростного трамвая. По нормам строительства метро специальное устройство — пантограф, которое является токоприемником с подъемным механизмом, был расположен вдоль стен подземных путей, как это и положено. А у волгоградского трамвая, который помимо подземный станций, имеет еще и наземные, пантограф установлен на крышах вагонов. Из-за него трамвай просто «не пролезал» в туннель. Узнав о досадной недоработке, волгоградским строителям и проектировщикам пришлось почти год потратить на то, чтобы переделать пантографы с учетом особенностей трамвайных вагонов. Для этого приглашались специалисты из других российских городов — Москвы и Санкт-Петербурга.

- Есть еще одна любопытная деталь, о которой часто спрашивают, - рассказывает Михаил Зозуля. - Почему в конце подземного тоннеля стены выкрашены в белый цвет? Все началось с того, что водители скоростных трамваев стали жаловаться на ухудшение зрения. Несколько раз в день им приходилось вести состав в темный туннель, а затем выводить его на яркий солнечный свет. Чтобы разобраться в ситуации, руководство трамвайно-троллейбусного управления пригласило для обсуждения этого вопроса специалистов Волгоградского медицинского института. Ученые всерьез занялись этой проблемой, и через некоторое время дали такие рекомендации — нанести на стены туннеля при выезде из подземных станций белую краску. Таким образом глаза водителей с помощью этой хитрости постепенно привыкали к изменению света. И жаловаться на ухудшение зрения они перестали.

Но у подземных станций волгоградского метротрама есть и другие тайны. Аида Сергеевна Кузьмина во время Великой Отечественной войны входила в состав зенитного полка, который располагался в Сталинграде. Зенитные батареи были установлены не только на подступах к городу на Волге. Зенитчицы несли службу и в центре Сталинграда. Аида Сергеевна вспоминает, что девушкам из ее взвода доводилось охранять территорию поймы реки Царицы. Это то самое место, где сегодня в глубоком овражистом склоне, разделяющем Центральный и Ворошиловский район, находится остановка скоростного трамвая «станция «Пионерская». Здесь же располагается кольцевая линия метротрама.

Аида Сергеевна говорит, что девушкам-зенитчицам строго настрого запрещалось рассказывать о том, что именно они охраняли. Но шли годы, и в постсоветское время, когда однополчане традиционно собирались за столом в День победы, говорилось и вспоминалось о многом.

- В пойменной части Царицы находился один из входов в подземелье, ведущее в так называемый бункер Сталина, - вспоминает Аида Сергеевна. - Одна из наших девушек рассказывала, что однажды ей довелось нести документы по длинному коридору, расположенному под землей. К бункеру подошел офицер и охрана, и зенитчица получила приказ отнести пакет. Перед входом в земляной проем она оставила личное оружие. Говорила, что долго шла по узкому коридору, который имел электрическое освещение. Пройдя определенное расстояние ее встретил другой офицер, который принял документы, а девушку вернул обратно. Через некоторое время ее отправили в расположение одной из воинских частей. В 1998 году она в последний раз приезжала в Волгоград на встречу с однополчанами. Мы проезжали через мост, направляясь в Ворошиловский район, в гостиницу «Южная». Увидев скоростной трамвай, она поделилась своими воспоминаниями о том, как побывала в бункере.

Согласно историческим данным, имеющим официальное подтверждение, специальные убежища, где мог бы располагаться главнокомандующий, во время войны решили строить в нескольких городах Советского Союза. В мемориальном историческом музее корреспонденту портала «Человек Закон Волгоград» рассказали, что это были Ульяновск, Куйбышев, Сталинград, Горький, Казань, Саратов, Ярославль. Официально в этих городах строили метро. Но параллельно с этим строительством велось возведение бункеров. В архивных документах сохранились сведения о том, что прибывшие для строительства «сталинградского метро» строители были размещены на территории ватной фабрики. Их было около двухсот человек. С января 1942 года работы велись практически круглосуточно, рабочим разрешалось подняться на поверхность только в темное время суток. Спецобъект действительно возводили по принципу метро — предполагалось выделение отдельной транспортной секретной ветки, которая будет вагоном доставлять в бункер почту, провизию и нужных пассажиров. В музее говорят, что объект был сдан практически в срок, но сам Иосиф Сталин в нем никогда не был. В 1962 году бункер был взорван. По некоторым данным это произошло сразу же после того, как у главного шлюза Волго-Донского канала был убран памятник Сталину — таким образом новый руководитель страны Никита Хрущев менял общепринятые ценности.

Впоследствии территория, где предполагалось проведении ветки сталинградского метро, не раз становилась предметом особого внимания диггеров и исследователей, интересующихся историей области. Роман Медведев несколько раз пытался пробраться в отдаленные уголки подземелья, которое скрывает тайны скоростного трамвая, но каждый раз он в буквальном смысле рисковал жизнью.

- Чтобы попасть на определенные участки, можно добиться официального разрешения у руководства волгоградского МУП «Метроэлектротранс», - рассказывает Роман Медведев. - Нам удалось уговорить главного инженера предприятия Николая Жукова, и он даже согласился составить нам компанию. Он рассказывал, что в ходе строительства, которое проводилось еще в 60-е годы, а потом прекратилось из-за недостатка средств, рабочие нашли остатки старой православной церкви. Рядом с ней располагалось небольшое кладбище. В советское время этому не придали большого значения — кирпичи и человеческие скелеты сравняли с землей. Это происходило неподалеку от того места, где сейчас находится станция «Пионерская». А потом пошли слухи, будто из-под земли стали доноситься стоны. В начале 90-х годов, безо всякого на то разрешения, подземную территорию исследовали участники поискового клуба «Сова». Ребята нашли не только черепа и кости, но и монеты, части посуды, которую посчитали церковной утварью. А еще они обнаружили рукописи. Но по случайности сохранить их и узнать, какие сведения они содержали, не удалось.

Ежегодно на подземных территориях трамвайного пути специалисты предприятия, которые проводят специальные осмотры определенных объектов, с помощью металлоискателей находят боеприпасы времен Великой Отечественной войны. Грунтовые воды, которые располагаются под трамвайными ветками, то и дело поднимают на поверхность все новые «военные подарки». В «Метроэлектротранс» не любят обсуждать эту тему, объясняя, что этим вопросом занимаются представители комитета по гражданской обороне и управления МЧС. Никто не знает, за какой стеной метротрама саперов поджидает очередной снаряд или авиабомба.

Сегодня волгоградский скоростной трамвай - это транспортный участок длиной 17,3 километра, который имеет 22 станции. Из них 6,97 километра расположены в центре города в составе шести станций. Проезд в этом общественном транспорте стоит 15 рублей. Ежегодно скоростным трамваем пользуются свыше четырех миллионов пассажиров.

Подписаться

Подписавшись на рассылку, вы сможете получать новости на email.

В блогах

27 марта 2017
​Ежегодно в рамках Специальной Олимпиады судебные приставы соревнуются...
12 марта 2017
​Криминальный мир переживает интригу — кто заменит обвиняемого в вымог...
24 февраля 2017
Шах и мат — бывшему заместителю председателя Центрального районного су...
31 января 2017
​Завтра в судейских рядах Волгоградской области особенный день — с раб...
29 января 2017
​Директору ООО «Земля Профи» господину Липецкому дали слово. Теперь он...