Телефонная напасть

Кто не сталкивался с навязчивой телефонной рекламой? «Человек Закон Волгоград» поясняет, как бороться с sms-спамом. «Нужны деньги? Возьми быстрый кредит до одного миллиона рублей! Телефон.... », - примерно такого плана сообщения получают тысячи волгоградцев ежедневно на свои мобильные телефоны. При этом получатели предложений недоумевают — как банку или кредитной организации стал известен мобильный номер телефона? Разве это законно?

Если рекламное сообщение приходит раз в неделю, не сказать, что ее получение как-то напрягает. Но если такие sms-ки сыпятся ежедневно, то по неволе задумаешься — к кому обращаться за помощью в избавлении от навязчивого спама. В областном антимонопольном управлении корреспонденту портала «Человек Закон Волгоград» пояснили — с телефонным спасом бороться не только можно, но и нужно. С начала прошлого года в Волгоградское УФАС потоком посыпались заявления с жалобами на телефонную рекламу. Десятки волгоградцев сообщали, что не давали своего согласия на рассылку, в связи с чем просят от нее избавить. В текущем году количество таких жалоб, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось в три с половиной раза. Но, как выяснилось, в числе сообщений, приходящих на мобильных, может быть как незаконная, так и законная реклама.

Во-первых, в ходе проверок, которые УФАС проводит по поступившим заявлениям, факт легальной рассылки подтверждается. Как это происходит? К примеру, волгоградец оформляет в магазине покупку, и продавец просит его указать в документах свои координаты на случай необходимости связаться с сервисным центром, или для участия в какой-либо праздничной акции. Покупатель соглашается, ставит «галочку» в документе, и оставляет свой номер телефона. Этого достаточно, чтобы впоследствии его мобильник «кипел» от спама. Или при оформлении банковского кредита волгоградец оставляет телефонный номер, и ставит в конце бумаги свою подпись, совершенно не замечая приписку мелким шрифтом, чаще всего в которой говорится о возможности распространения информации различного рода. То есть, фактическое согласие получено, но сам обладатель номера мобильника не всегда об этом знает.

В таком случае УФАС предъявляет претензии к рекламораспространителю, выявить которого не просто. Как правило, банковские организации заключают договора с рекламораспространителями — компаниями, которые различными способами информируют население о деятельности кредитной или банковской организации. Телефонная база данных накапливается благодаря тем самым сведениям, которые волгоградцы сами же указывают в различных документах — будь то при оформлении покупки, либо кредита.

Пожаловаться на навязчивый телефонный спам можно в территориальное управление антимонопольной службы. По факту обращения УФАС проводит свое расследование, затем возбуждает дело, где отражается нарушение ФЗ №О рекламе», а затем правонарушителя привлекают к административной ответственности. Действующим законодательством предусмотрено вполне справедливое наказание — административный штраф. Он колеблется от 2 тысяч до 500 тысяч рублей.

«Как правильно пожать жалобу в УФАС? Для этого в заявлении следует указать свои данные — фамилию, имя, отчество, адрес, контактный телефон и суть обращения. К заявлению необходимо приложить фото или скриншот с экрана мобильного телефона, подтверждающего рекламную рассылку, распечатку данных от оператора сотовой связи, информацию о детализации счета абонента. Учитывая требования закона, персональные данные обратившихся не разглашаются».Тимур Ромин, юрист